Самый популярный в Петербурге оператор по приему коммунальных платежей — Сбербанк — перестал принимать оплату через операционистов. Об этом сообщили возмущенные читатели. По их словам, сотрудницы в окошках отказываются проводить оплату квитанций, отправляя клиентов платить к терминалам, что создает массу неудобств.



— Я пришел оплатить электричество и еще несколько квитанций, — рассказывает петербуржец Юрий Синин. — Операционистка сказала мне, что с 1 июня коммунальные платежи можно совершить только через терминал, добавив, что об этом предупреждали заранее и в отделении даже висело соответствующее объявление. А терминалов в этом отделении всего два, и к ним, естественно, выстроилась огромная очередь. Окошечки же были пустыми.

Корреспондент приехала в это отделение.

Около одного из платежных ящиков стоял мужчина, пытавшийся оплатить штраф в ГИБДД. Это платеж долгий: чтобы его совершить, нужно набрать на виртуальной клавиатуре терминала ФИО плательщика, данные отделения, выписавшего штраф. Неопытный человек быстро и без ошибок ввести эту информацию не сможет. Понимая это, другие плательщики даже не занимали очередь за оштрафованным водителем. Зато хвост от очереди во второй терминал «вылез» аж на улицу.

Впрочем, и в нем дело шло не быстрее. На оплату одной квитанции необходимо никак не меньше двух минут. А если нужно оплатить не одну квитанцию, а пять? Да еще и наличными, а не переводом с карты?

Особые сложности были у пожилых людей, не привыкших пользоваться современной техникой. Бабушки не понимали, на какую кнопку терминала им следует нажать, из-за слабого зрения не могли разобрать, что написано на квитанции, терялись и нервничали.

Хотя и у молодежи были трудности, например, при оплате наличными. Неподготовленные к нововведению, они приносили с собой крупную денежную купюру, которую необходимо было разменять (терминал ведь сдачи не дает!). Либо приходилось запрашивать получение сдачи через операциониста (для этого необходимо иметь при себе паспорт) и опять вставать в очередь к терминалу. Впрочем, тем, у кого с собой был паспорт, проще было получить карту Сбербанка (ту, которую выдают в течение 15 минут), положить на нее принесенные деньги и тогда уже все оплатить.

— Я так сделал, — рассказывает Дмитрий Якушев. — Но что теперь мне делать с этой картой? Она мне не нужна, я предпочитаю пользоваться услугами другого банка.

Отдельное неудобство доставляет система живой очереди. Если при оплате через операциониста клиенты банка могли взять номерок и присесть, теперь так сделать нельзя: приходится стоять в очереди к терминалу. А если, как в некоторых отделениях, терминалы вынесены в коридорчик, там будет еще и душно из-за большого количества людей.

Платежи принять обязаны!

Впрочем, отказались от приема платежей не все отделения. В офисе банка на проспекте Большевиков операционисты оплату по счетам принимают. И, как сказали корреспонденту «МК» в Питере», будут принимать и впредь. А вот в другом отделении неподалеку консультант предупредила, что с 1 июля оплатить квитанции через окошко будет нельзя.

— 1 июня мы не успели перейти на оплату платежей только через терминалы, — сказала консультант, — поэтому пока это можно сделать и через операционистов. В дальнейшем в окошках будут оформлять карты, вклады, принимать и выдавать деньги и проводить другие операции. Но коммунальные платежи приниматься не будут.

Редакция «МК» в Питере» попросила разъяснений у Сбербанка. По официальной информации банка, дело обстоит совсем не так, как об этом рассказывают сотрудники на местах.

— Изменений в способах оплаты платежей в офисах банка не произошло. Клиент банка может выбрать способ оплаты: удаленные каналы обслуживания — банкоматы, информационно-платежные терминалы, услугу «Мобильный банк», интернет-банкинг «Сбербанк онлайн» или через операционно-кассового сотрудника, — сообщили нам в пресс-службе банка. — При этом банк рекомендует клиентам проводить операции через терминалы и «Сбербанк онлайн». Это быстрее, удобнее и дешевле для клиента, поскольку комиссии в этом случае существенно ниже, чем при оплате через операционно-кассового сотрудника.

Получается, что сотрудники некоторых отделений просто перестарались, рекомендуя к использованию терминалы? Ведь, по словам пресс-службы, они все так же обязаны принимать у петербуржцев платежи. А это значит, если операционисты отказываются вас обслуживать, настаивайте, не стесняйтесь обращаться к руководству отделения или, в конце концов, покажите им эту публикацию. Отказать в приеме платежа операционист не вправе.

И, тем не менее, населению нужно осваивать платежные терминалы: грамотное владение новыми технологиями на самом деле может сильно упростить всем жизнь.